ДМС в 2025 году: мединфляция замедляется, но рост рынка может быть иллюзией

Страховые компании снизили прогнозы медицинской инфляции в сегменте корпоративного добровольного медицинского страхования (ДМС) на конец 2025 г., свидетельствуют данные опроса 11 крупных игроков — пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Remind.
 
Читать статью «Ведомостей»
10 из 11 опрошенных Remind страховщиков сообщили о росте числа новых клиентов в первом полугодии 2025 года. Страховщики пересматривают инфляционные прогнозы в сторону уменьшения — с 14% до 13,4% на конец 2025 года — и все еще проявляют сдержанность в тарифах: 10 из 11 участников сохранили тарифную политику без изменений, несмотря на убыточность.
Согласно данным ЦБ РФ, по итогам первого полугодия 2025 года объём страховых премий по корпоративному ДМС достиг 127,8 млрд рублей (+16,4% в годовом выражении). Такая динамика обусловлена как приростом числа застрахованных (на 0,2 млн до 7 млн человек за полугодие), так и увеличением средней премии на одного сотрудника.

Внимание экспертов Remind привлекла активность среди новых корпоративных клиентов по ДМС:
6 из 11 страховых компаний сообщили о приросте числа новых корпоративных клиентов более чем на 10% за первые шесть месяцев 2025 года.
При этом остаётся неясным, насколько этот рост связан с привлечением компаний, впервые внедряющих ДМС, а насколько — с перераспределением портфелей страховщиков в условиях жёсткой ценовой конкуренции.
Светлана Певнева,
заместитель генерального директора Remind

Тарифная политика: сдержанность на фоне высокой убыточности

Несмотря на сохраняющуюся высокую убыточность корпоративного ДМС (более 90% на протяжении последних лет) и давление медицинской инфляции, страховщики проявляют сдержанность в тарифной политике как для действующих, так и для новых клиентов.
повысила тарифы по всему портфелю в первом полугодии 2025 года.
4 страховые компании повысили цены для новых клиентов только по отдельным рискам (например, стоматология или поликлиническое обслуживание).
6 участников оставили тарифы для действующих клиентов без изменений.
1 страховщик даже предложил более лояльные условия при продлении договоров.
Эксперты Remind связывают такую осторожность как минимум с двумя факторами:
1
Ценовая конкуренция за корпоративных клиентов в условиях насыщенного рынка
2
Возможность компенсировать убытки по ДМС за счёт инвестиционной и финансовой деятельности, что позволяет страховщикам сохранять рентабельность бизнеса в целом.

Медицинская инфляция: признаки замедления?

По данным ответов 11 ведущих страховщиков ДМС, во втором квартале 2025 года медицинская инфляция в сегменте ДМС в среднем составила 10,7% — немногим выше, чем в первом квартале (10,4%). Однако ключевой тренд — смягчение прогнозов страховщиков по медицинской инфляции на конец года и 2026 год (в сравнении с опросом по результатам первого квартала 2025 года):
  • с 14% до 13,4%
    снижен прогноз на конец 2025 года
    13,4%
  • с 15,4% до 13,0%
    пересмотрен прогноз на 2026 год
    13,0%
Пять из одиннадцати опрошенных страховщиков улучшили свои инфляционные ожидания. Среди названных ими причин:
1
Денежно-кредитная политика Банка России, направленная на сдерживание инфляции
2
Укрепление рубля
3
Активная работа страховщиков по ограничению роста тарифов медицинских учреждений через переговоры и развитие альтернативных сетей клиник
Эксперты Remind продолжат следить за динамикой рынка с учетом проинфляционных факторов, которые озвучиваются в публичном поле: рост НДС в 2026 году и риски ослабления рубля.
Об исследовании
Участники исследования — 11 страховых компаний, на которые приходится около 90% премий рынка корпоративного ДМС (данные ЦБ РФ за 2024 год):
  1. Абсолют Страхование
  2. АльфаСтрахование
  3. ВСК
  4. Зетта Страхование жизни
  5. Ингосстрах
  6. Ренессанс Страхование
  7. РЕСО-Гарантия
  8. Росгосстрах
  9. Сбербанк Страхование
  10. Совкомбанк Страхование
  11. СОГАЗ
О компании Remind
Remind – ведущий страховой брокер, консультант по рискам и персоналу. Опираясь на международный опыт, данные и отраслевые знания, уже более 30 лет мы создаем эффективные решения, повышая устойчивость бизнеса и открывая возможности для роста. Более 130 экспертов Remind анализируют риски бизнеса, помогают выстроить страховую и перестраховочную защиту и получить страховое возмещение. Следуя принципам устойчивого развития и брокерской этики, Remind является страховым партнером крупнейших российских и международных компаний.
По ответам 12 страховщиков, фактическая медицинская инфляция в ДМС за первые 3 месяца 2025 года составила 10,4%. Несколько страховщиков прокомментировали, что клиники обычно пересматривают тарифы в начале года, основные ценовые шоки приходятся на первый квартал.

По данным ЦБ РФ, в первом квартале отмечается повышение средней стоимости страховой защиты в ДМС, в основном за счет удорожания медицинских услуг. Исследование Remind показало, что прогноз страховщиков по медицинской инфляции на конец 2025 года остается на уровне двузначных цифр, но прибавил с начала года 1 п.п. и составил 14%.

На этом фоне 7 из 12 страховых компаний ужесточили тарифную политику. При этом, как и ранее, пересмотр тарифов в первом квартале коснулся отдельных рисков (стоматология, поликлиническое обслуживание) и клиник с ростом тарифов выше плановой инфляции.
Медицинская инфляция, корпоративный ДМС
Исследования Remind, данные ведущих страховых компаний, на долю которых приходится >90% премий ДМС
Средние показатели обращаемости по ответам страховщиков ДМС в I квартале 2025 года остаются без изменений по сравнению с итогами 2024 года — 724 обратившихся на 1 000 застрахованных.

7 из 12 страховых компаний зафиксировали в I квартале 2025 года небольшой рост обращаемости по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в среднем до 10%. Среди факторов, определяющих такую динамику обращаемости, помимо традиционной для начала года сезонной заболеваемости ОРВИ, страховщики назвали:

  • Включение профилактики и других востребованных опций в программы
  • Расширение сети доступных по ДМС клиник, фактор близости к дому или работе
  • Рост понимания ДМС и его ценности через цифровую оболочку продукта
Обращаемость, корпоративный ДМС
Среднее число обращений на 1000 застрахованных.
Исследования Remind, данные ведущих страховых компаний, на долю которых приходится >90% премий ДМС