Remind: надёжно в любых обстоятельствах

В интервью деловому изданию Russian Business Guide Дмитрий Грушин, начальник отдела страхования грузов, рассказывает о том, какие изменения произошли в сфере международных грузоперевозок за последние 2−3 года.

— Дмитрий, расскажите, какие компании в России в первую очередь интересуются страхованием международных грузоперевозок, и что дает им это покрытие? Какие риски сокращают компании при помощи страхования?

— Страхование является важнейшим инструментом в сфере логистики, который дает возможность всем участникам процесса доставки защитить свои интересы и получить компенсацию в случае потери или повреждения груза.
В договоре со страховой компанией, в зависимости от базиса и условий поставки, а также обязанностей продавца или покупателя, указываются условия страхования и покрываемые риски.
Страхование грузов особенно важно при международных перевозках из-за связанных с ними рисков повреждения и гибели груза в результате аварий, кражи, стихийный бедствий, военных действий и других рисков.
Дмитрий Грушин,
начальник отдела страхования грузов
Страховое покрытие дает защиту имущественных интересов компании и позволяет минимизировать её финансовые потери. Брокер, в свою очередь, помогает страхователю получить максимально качественную страховую защиту и чувство спокойствия, что большинство его рисков покрыто договором страхования. Кроме того, страховой брокер помогает получить возмещение убытков при страховом случае, например, при похищении, повреждении или потере груза.

— Дмитрий, как изменился рынок страхования грузов после 2022 года? Почему?

— Во многих сферах мы наблюдали за последние три года уход зарубежных компаний, и страховая отрасль не стала исключением. На рынок очень сильно повлиял уход иностранных страховщиков. Если раньше бизнес, связанный с экспортом, страховался, в основном, у рейтинговых иностранных страховщиков, то после 2022 года он перешел к ведущим российским страховым компаниям, которые не попали в санкционные списки и при этом обладают необходимой экспертизой в области ВЭД.
Более того, за последние два-три года рынок не просто изменился. Фактически после 2022 года сформировались абсолютно новые условия международных перевозок.
Появилась необходимость корректировки и открытия новых логистических маршрутов, схем и методов доставки, платежей.
В частности, как на суше, так и на море новые маршруты теперь проходят в обход зоны военных действий. Если раньше основные направления импорта и экспорта шли в западные страны, то теперь — в страны Азии, Индию, Китай и Турцию. И поскольку азиатское направление активно развивается, наш Дальний Восток становится важным логистическим узлом.

— Вы упомянули изменения в сфере международных финансовых расчетов. Это как-то повлияло на рынок международных грузоперевозок?

- Действительно, условия платежей изменились: банки, в т. ч. китайские, боятся вторичных санкций и с трудом принимают платежи из РФ. Участились случаи, когда платежи по несколько месяцев не могут дойти до адресата и в итоге возвращаются плательщику. Поэтому перед оплатой всегда лучше проверить реквизиты банка получателя на предмет готовности получить платеж из РФ.
Важно сказать, что изменилась степень риска перевозок и сделок.
И это не только из-за военных действий.
Дмитрий Грушин,
Начальник отдела страхования грузов
Например, какие-то маршруты стали полностью недоступны, поэтому некоторые перевозчики отказываются работать с Россией. Кроме того, чувствуется нехватка судов, готовых возить грузы из РФ, а флот сильно стареет, что тоже увеличивает степень риска.

— Какие особенности рынка страхования грузов в нынешних экономических условиях вы наблюдаете сегодня? Как эти особенности влияют на рынок и почему?

— Во-первых, с 2022 года значительно изменились условия перестрахования. На данный момент в России работает единственный перестраховщик — Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). Теперь только она определяет подходы к организации перестраховочной защиты всего российского рынка.

Во-вторых, это обоснование российского интереса в перевозке для перестрахования в РНПК. Ранее грузовые облигаторы действовали по всему миру, и лидирующими перестраховщиками были западные компании. Теперь у нас один перестраховщик — РНПК, и основным критерием размещения риска в облигаторе стало подтверждение т. н «российского интереса», т. е. страхование теперь возможно только в интересах российских компаний. Западные компании теперь не могут страховать перевозки из или в РФ (или даже транзитные перевозки через РФ), так как Россия теперь исключается из их облигаторов.
Страхователи стали уделять пристальное внимание минимизации своих санкционных рисков, чтобы не попасть под вторичные санкции.
И, наконец, санкционные риски: импортеры, перевозчики, судовладельцы, банки, рискуют попасть под санкции. Мы постоянно видим, как, например, суда и судовладельцы попадают под санкции за то, что возят нефтепродукты из РФ. Поэтому страхователи стали уделять пристальное внимание минимизации своих санкционных рисков, чтобы не попасть под вторичные санкции. В том числе поэтому важную роль стал играть их внутренний комплаенс, который может указать на нежелательность работы с той или иной страховой компанией, уже попавшей под западные санкции.

— Насколько, по вашим оценкам, вырастут/упадут сборы по рынку страхования грузов по итогам 2024 года относительно аналогичного периода 2023 года? Почему?

— Скорее всего, сборы будут и дальше расти, т.к. товарооборот между РФ и дружественными нам странами продолжает рост, а цены на экспортные товары (зерно, нефть, удобрения, металлы) держатся на высоком уровне.

— Что бы вы посоветовали нашим читателям, занимающимся грузоперевозками, чтобы чувствовать себя увереннее в нынешнем турбулентном мире?

— Обращайтесь к экспертам Remind — готовы помочь в любых обстоятельствах!